Скрыть
На главную страницу
Бурятский государственный университет
Новости
Общие сведения
Сведения об образовательной организации
Образование
Абитуриентам
Наука
Библиотека
Издательская деятельность
Международная деятельность
Воспитательная и социальная работа
Практика и содействие трудоустройству выпускников
Контакты
Сервисы








Говорите правильно

СрЕдства

Существительное средство имеет формы множественного числа с ударением, падающим на гласную корня: им. п. срЕдства, дат. п. срЕдствами, тв. п. срЕдствами, предл. п. о срЕдствах.

Может управлять формами с предлогами против и от, например: срЕдства против гриппа, срЕдства от кашля.

ФаксИмиле и факсИмильный

Ударение в некоторых словах и грамматических формах нужно запомнить. Например, такое часто встречающееся слово, как факсИмиле 1. нескл., ср. ‘точное воспроизведение рукописи, документа, подписи’: ФаксИмиле подписи. 2. неизм. прил. или нареч. ‘точно воспроизведенный’: Рукопись издана факсИмиле.

Прилагательное, образованное от этого существительного, – факсИмильный.

Класть и положить

Литературная форма несовершенного вида к глаголу положить – класть: положил книгу на полку, кладу вещи на место. Слово положить в литературной речи не употребляется без приставок, а глагол класть – с приставками, т. е. формы покласть, укласть, ложить и т. п. – нарушения литературной нормы. В современном литературном языке есть лишь одно бесприставочное образование с корнем лож-: это возвратный глагол несовершенного вида ложиться (форма совершенного вида – лечь: например: ложиться спать – лечь спать).

Отзыв о диссертации, рецензия на диссертацию

Отзыв о чем-либо (реже на что-либо) – рецензия на что-либо – аннотация на что-либо (реже чего-нибудь): отзыв о диссертации, рецензия на словарь, аннотация на монографию, аннотация на статью, аннотация вышедших изданий.

Одевать или надевать?

В разговорной речи часто происходит смешение глаголов надеть – надевать и одеть – одевать, хотя они различаются по значению и употреблению.

Глаголы надеть – надевать обозначают действие, обращенное на того, кто производит это действие (на себя): надеть пальто, надеть шляпу, надевать туфли, надеть очки. Например, Он надел пальто и вышел на улицу.

Глаголы надеть – надевать в конструкциях с предлогом на обозначают действие, производимое по отношению к другому лицу или предмету, обращенное на другое лицо или предмет, т. е. надеть что-нибудь на кого-либо, на что-либо: надеть шубу на ребенка, надевать чехол на кресло.

Глаголы одеть – одевать обозначают действие, обращенное на другое лицо или предмет, т. е. одеть кого-нибудь, что-нибудь во что-либо или одеть чем-нибудь: одеть ребенка, одевать коня попоной, одевать куклу.

Две тысячи первый или двух тысяча первый?

Две тысячи первый или двух тысяча первый?

Проблема употребления таких числительных появилась в 2001 году. Люди не знали, как называть текущий год. С предыдущим годом проблем не было: двухтысячный. А как называть 2001? В этих случаях как порядковое произносится только числительное, обозначающее последнюю цифру: две тысячи первый или две тысячи десятый, две тысячи двадцатый, две тысячи двадцать первый и т.д.

Двухтысячный год, но две тысячи первый, две тысячи двенадцатый год и т.д.

Предоставить и представить?

Предоставить («дать возможность распоряжаться чем- либо»): предоставить слово, дом, склад, комнату, отпуск, путёвку, кредит, заём и др.;

Представить

  • («предъявить что-либо для ознакомления, заключения»): представить справку, проект на утверждение;
  • («познакомить с кем-либо»): представить отцу, директору;
  • («выдвинуть для награждения, повышения»): представить к награде;
  • («вообразить, изобразить»): представить пение птиц, осенний лес
МагИстерская или магистЕрская диссертация?

В справочной и учебной литературе нет одного мнения.

В ряде словарей и справочников предлагают различать эти прилагательные по значению. МагИстерский - прилагательное, образованное от существительного магистр в значении ‘глава духовно-рыцарского ордена’, например: магИстерский титул. МагистЕрский - от магистр в значении ‘ученая степень, а также лицо, имеющее ученую степень’: магистЕрский уровень.

В других словарях рекомендуется единое произношение магИстерский: магИстерский титул и магИстерская степень, а магистЕрский (от магистр ‘ученая степень, звание’) указывается как допустимый вариант, т. е. находящийся в пределах правильного, но менее желательный.

Поскольку противопоставление слов, образованных от разных значений одного и того же слова, искусственно, предпочтительнее произносить магИстерский с ударением на втором слоге: магИстерская диссертация.

В списке ВАК или ВАКа?

Как правильно сказать: в списке ВАК или в списке ВАКа, в ВАК или в ВАКе?

В большинстве справочников утверждается, что сложносокращенные слова не склоняются, а формы ВАКа, в ВАКе и т. п. употребляются только в разговорной речи.

Однако не все так просто. ВАК и другие инициальные аббревиатуры (БГУ, ФГОС, вуз и др.) в косвенных падежах могут склоняться и не склоняться.

а) инициальные аббревиатуры склоняются в том случае, если читаются по звукам и род ведущего слова совпадает с родовой формой самой аббревиатуры: МХАТа, во МХАТе (в наименовании Московский художественный академический театр ведущее слово театр совпадает с родовой формой аббревиатуры МХАТ, следовательно, МХАТ склоняется);

б) инициальные аббревиатуры не склоняются в том случае, если читаются по названиям букв: АХЧ, БГУ, РФ.

Также не склоняются инициальные звуковые аббревиатуры, если род ведущего слова не совпадает с родовой формой аббревиатуры: например, ВАК - Высшая аттестационная комиссия, род ведущего слова комиссия не совпадает с родовой формой аббревиатуры). Поэтому нужно говорить: в списке ВАК (род. п.), в ВАК (предл. п.).

Некоторые исключения:

а) в документах, научных текстах сокращения типа ГОСТ, ФГОС не склоняются, однако считается допустимым употребление форм ГОСТом, по ГОСТу, во ФГОСе и др. в изданиях, требующих компактного изложения. То есть нормативны обе формы, но предпочтительнее не склонять: на основе ФГОС, требования ФГОС;

б) склоняются и пишутся строчными буквами сложносокращенные слова, ставшие нарицательными, употребление которых стало обиходным, такие, как вуз, нэп: в вузе, во время нэпа.

Ответственный за информацию: